Средняя школа в США коренным образом отличается от российской школы. Здесь и дальше я не собираюсь оценивать варианты обучения и тем более что-то рекомендовать. Я не специалист в этой области, если соберетесь нефть добывать зовите… Когда я привожу сравнения, это вовсе не для того, чтобы кого-то обидеть. Просто без сравнительной базы не виден масштаб явления, что делает невозможным его анализ.
Директор средней школы принимает парад
Знания учеников в американских школах оцениваются по стобалльной системе. Приблизительно такой расклад 100 – 90 =5, 90 –80=4, 80 –70=3, меньше 70 = мимо. Зачем 100 вместо пятерки, потому что важно, насколько она пятерка. Какая она двойка неважно, двойку нужно перездавать, но из новой оценки у вас вычтут штраф. Фактически выше тройки на пересдаче получить трудно.
Годовой балл получается в результате суммирования полученных оценок с определенными коэффициентами. У домашних заданий коэффициент низкий, у государственных контрольных высокий. Имея по окончанию школы общий балл 97,4, Димка закончил пятьдесят вторым в выпуске. Его подружка набрала 91,2 и была в своей школе первой с большим отрывом.
Но это не самое важное отличие, важно то, что средняя школа в Америке– первый этап определения - кем нынешний ученик будет, когда вырастет, выявления его сущности. Не зря в Гарри Поттере в таких деталях описан эпизод с умным волшебным колпаком. В рамках американского (английского) обучения определение способностей ребенка и их развитие ключевой элемент. Подумайте, ведь шапка всего лишь выбирала одну из четырех программ обучения, при этом она уважаемый герой книги и о ней постоянно вспоминают по мере развития сюжета.
Время выбрать берег
В моем детстве было немножко проще, все должны были учить одно и тоже, а в дальнейшем, в идеале, пойти туда куда партия пошлет. Шучу, конечно, мы выбирали специальность, когда поступали в институт, но это не мешало всем в школе учиться по одной программе, да и специальность, которую мы выбирали, в большинстве случаев, коррелировалась с производственным опытом и связями наших родителей. В Штатах ты можешь сам формировать свою программу обучения. Это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что можешь пропустить, что-то важное и это скажется на твоем общеобразовательном уровне, хорошо, потому что не будешь забивать мозги ненужными знаниями.
Бывают ли ненужные знания? Да, бывают и они очень опасны. Так два, пожалуй, лучших советских поэта - Бродский и Евтушенко, не смогли закончить школу и досрочно стали геологами (у коллекторов - «сбегай-принеси» традиционно не проверяли документы, это работа для расконвоированных). Бродский и Евтушенко тупые? Нет. Когда ни будь в жизни им помешало то, что они не доучили физику в школе, да вряд ли. При этом жизнь талантливых молодых людей была капитально искалечена.
Можно ли отказаться изучать физику в американской школе? Нет, но можно сильно снизить уровень, на котором ты ее будешь изучать и при этом получать высокие оценки. В средней школе тебе дается первый шанс выбора по двум параметрам. Условно назовем их скорость и глубина изучения.
Со скоростью совсем просто. Если предмет дается тебе значительно легче чем твоим одноклассникам, и ты начинаешь морочить голову преподавателю, он рекомендует тебе пойти на факультатив, где тебе очень кратко излагают годовой курс. После сдачи теста в школе, ты пишешь годовой тест в ГОРОНО). Если бал выше 86, ты просто идешь в следующий класс, т.е. ты можешь быть в восьмом классе по английскому и, например, в десятом по математике. Можно даже сдать весь курс целиком и больше не ходить на занятия по этому предмету. Так Димка сдал иностранный язык (русский) и освободил дополнительное время на другие предметы. В результате ему удалась в школе пройти весь курс университетской математики.
Только у меня в блоге можно увидеть фотографию туалета для мальчиков в американской школе. (на правах рекламы)
Чуть посложнее объяснить понятие «глубины изучения». Есть четыре уровня глубины изучения предмета, при этом четвертый практически недостижим, является прерогативой гениальных детей и осуществляется вне школы, про него быстро забыли, потому что гениальных детей совсем мало. Без всяких экзаменов ты можешь выбрать один из трех уровней и за полгода до начала занятий по данному предмету, ты должен заявить свою готовность изучать предмет на одном их них.
Зачем вешать на себя груз и выбирать высокий уровень изучения? С отличником по математике, который закончил предмет на первом, низшем уровне, в приемной комиссии приличного инженерного университета, даже разговаривать не будут. Ну может спросят, что он здесь собирается делать если не учил в школе интегрирование? При этом нафига тебе интегрирование если ты в балерины собралась.
Летний лагерь, одно из немногих мест, где пересекаются дороги физиков и лириков, спортсменов и музыкантов
Я не ошибся, когда сказал «отличник по математике, который закончил предмет на первом уровне», да у вас вполне может быть оценка 100 (абсолютный успех), а у ребенка, который учится на третьем уровне, например, 90 (уверенные знания), но он будет интересен приемной комиссии инженерной специальности, а вы нет.
Здесь еще один очень важный момент. Ребенок не слишком способный к математике, но привыкший честно и хорошо учиться не чувствует себя ущербным на уроке. На низшем уровне у учителя есть достаточно времени чтобы разжевывать каждую мелочь. Ученик получает свою привычную пятерку, не вспоминая, страшный день, когда он попытался учить математику в компании индийских мальчиков на третьем уровне.
Какое из этих окон ваше - вопрос, который нужно решить как можно раньше
Наверно я согласен с таким подходом, не надо всех в одну телегу, у людей голова по-разному устроена. Я легко читаю книги по подземной гидродинамике, где первые полстраницы заполнены формулой, потом глубокомысленно написано «как следствие» и еще формула на полстраницы, но я не могу выучить грамматику, которая большинству людей дается легко.
Когда я читаю формулу из гидродинамики, мне понятен образ волны, которую автор пытается математически описать. Когда мне говорят, что у меня в одном предложении десять грамматических ошибок, мне ничего не понятно. В разные периоды своей жизни, я реально старался и хотел выучить грамматику, не могу, там нет логики, писать нужно так, а не иначе потому что люминий. Я ведь не говорю в устной речи «не» отдельно, все меня и без этого понимают, потом вдруг оказывается, что с одними частями речи «не» пишется отдельно, с другими вместе и никто не может объяснить почему, абсолютно не логично. Я не против пусть так будет, просто запомнить не могу, так же как собственный номер телефона или вообще любые случайные цифры. Убить меня за это будет неразумно, потому что я могу пригодиться.
Поплакался, теперь можно объяснить зачем нужны большие школы. Понятно, что нельзя посадить в один класс детей, изучающих предмет на разном уровне. Где выход? Убрать наше понятие «класса», как подразделения с постоянным составом. Каждый следующий час ученик берет из шкафа (личного локера) книгу и тетради идет в новый класс, где он будет учиться с совершенно другими детьми, т.е. убирается понятие постоянного персонально состава класса. Димка иногда неделями не встречался в школе со своим соседом и ровесником, при том, что они дружили и проводили вместе все свободное время.
Добыча, попробуй не приготовить, обидятся
Если школа будет маленькая, то ты не сумеешь сформировать полноценные классы на каждый уровень. Если у тебя десять шестых классов, то ты без труда найдешь свой минимум (25 учеников) на каждый образовательный уровень.
На время соревнований от стен отодвигаются трибуны
Наверно мы подошли к точке, где можно подвести баланс. К моему собственному удивлению, заметка получилась не про среднюю школу. Если честно, к концу повествования, мне так стало жалко свой класс, что расхотелось писать.
Десятый класс правда играли за одиннадцатый
За свободу приходится платить, а когда тебе называют цену, уже не знаешь так ли ты хотел эту свободу. Одинокий волк — это круто, но это так сынок тяжело. Ведь, по сути, ребята оказались без школьной дружбы. У кого как, а для меня она была важна.
Выпуск из университета - День Кольца. Все из той старой футбольной команды
Я может вообще в школу ходил не учиться, а дружить. Это был хороший класс и было бы жалко если бы его не было. В следующем году исполнится пятьдесят лет выпуска из школы, но я все помню, это вам не деепричастия какие-нибудь.
Последний день школы, футболисты прощаются с танцовщицами. Последний танец в подарок друзьям, по результатам исполнения плакали не только танцовщицы
Свято место пусто не бывает, если из-за постоянной смены состава трудно дружить на уроках, дети дружат после них. В Штатах после уроков спорт, до уроков тоже спорт, иногда вместо уроков спорт. В рамках спортивной команды формируются очень прочные связи, по крайней мере все мои дети до сих пор дружат со своими партнерами по команде. Так что следующая заметка про американский детский спорт.
Теги:
Культурно-познавательный туризм